- Назови как можно больше черт сходства и различия:
- кошка и собака (домашние животные, хвост, уши, усы, шерсть; царапается/кусается, мяукает/лает, ловит мышей/сторожит дом и т.д.);
- пастух и корова (ноги, нос, живые, двигаются; человек/животное, говорит/мычит и т.д.);
- ворона и щука (хвост, дышат, питаются; птица/рыба, летает/плавает, каркает/молчит и т.д.).
- Дорисуй четвертый кораблик так, чтобы сохранить закономерность (рис.3).
Развитие МОТОРИКИ будущего школьника часто тестируют с помощью практического задания, например: нарисуй человечка. Критериями оценки здесь служат адекватность и аккуратность изображения (рис.4).
Тесты из раздела РАЗВИТИЕ РЕЧИ могут звучать следующим образом.
- Назови одним словом:
- Мальчик, который ходит в школу (ученик);
- женщина, играющая в теннис (теннисистка);
- человек, играющий на пианино (пианист).
- Если лошадка сделана из дерева, то какая она? (Деревянная.)
- Если у папы темные волосы, то какой он? (Темноволосый).
- Если сегодня идет дождь, то день какой? (Дождливый).
- Скажи правильно:
-
- Одна варежка, а много (варежек).
- Один мяч, а много (мячей).
- Одно дерево, а много (деревьев).
Кроме того, необходимо знать слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), уметь разбивать слова на слоги, различать гласные и согласные звуки и рифмовать слова (мишка — шишка). Нередко детям дают задание составить рассказ по картинке. Полезно разучить с малышом несколько коротких стихотворений и несложных скороговорок ("Хорош пирожок — внутри творожок"), потренироваться в разгадывании популярных загадок ("Сидит девица в темнице, а коса на улице").
Математика.
Считать до 100, но не обязательно. Считать до 20 в прямом и обратном направлении . Считать от 7 до 14, от 17 до 9 и т. п. Складывать и вычитать до 10.
Понятия больше и меньше. Комбинаторика - у тебя есть 3 яблока и 3 груши, ты взял 4 фрукта, что это может быть (это могут быть 1 яблоко и 3 груши, 2 яблока и 2 груши, 3 яблока и 1 груша. Задания могут быть разные, важно перечислить все возможные варианты. Для того, чтобы ребенок понял, берем 2 желтых карандаша и 2 красных, надо взять 3 карандаша. Перебираем все варианты. Затем берем по 3 карандаша и так же перебираем все варианты. Сравниваем, сколько вариантов было в первом случае и сколько во втором. Потом берем по 4 карандаша и все повторяем. Вместо карандашей можно взять пуговицы).
- Копирование письменных букв.
Ребѐнку предлагают скопировать простое предложение из трѐх слов, написанное письменными буквами русского или иностранного языка. Всего 7-8 букв. Расстояние между словами образца в полбуквы.
Например: Кот и пѐс. Я ем сыр.
-
- Копирование группы точек.
Ребѐнку предлагают нарисовать такие же точки, как на образце, справа от
него. Например:
. . .
. . . .
. . .
-
- Графический диктант (умение действовать строго по инструкции).
Ребѐнку предлагается тетрадный лист в клетку, на котором поставлены 3 точки в левой части листа друг под другом на расстоянии 10-15 между ними и на 2-3 клеточки от левого края.
Испытуемый должен поставить карандаш в верхнюю точку и, не отрывая от листа, чертить им изображение под диктовку. Например: «1 клеточка – вверх, 1 клеточка – вправо, 1 клеточка – вниз, 1 клеточка – вправо, 1 клеточка – вверх, 1 клеточка – вправо» и т. д. Далее ребѐнок продолжает рисовать сам.
Можно придумать более сложные диктанты, включив в них движения на разное количество клеток (до трѐх в одну сторону).
-
- Запоминание цифр.
Ребѐнка просят запомнить ряд случайных цифр, начиная с 3-х. Например: 871, 3214, 78273, 98718. Если малыш не повторил предъявленный ряд, то ему прочитывают другой ряд того же количества.
-
- Четвѐртый – лишний.
Ребѐнку предлагается серия карточек с 4-мя картинками на каждой. На каждой карточке одну картинку надо исключить, т. к. она не подходит к другим. При этом испытуемый должен сформулировать признак сходства, объединяющий оставшиеся 3 картинки.
Например: расчѐска, ножницы, часы, зубная щѐтка или кукла, Буратино, плюшевый мишка, мальчик.
-
- Тест «рисунок человека».
Попросите ребѐнка нарисовать фигуру мужчины как можно лучше. Хорошо, если рисунок будет нарисован одной контурной линей, а не состоять из отдельных овалов, в нѐм будет много деталей, чѐтко прорисовано лицо.
Отлично, если передано движение, показаны сгибы суставов.
-
- Тест «Шумы».
Ребѐнку предлагают прослушать звукозапись с различными реальными звуками. При этом он должен отождествлять лежащие перед ним картинки с этими шумами. Например: плач ребѐнка, шуршание газеты, кваканье лягушки.
-
- Тест «найди одинаковые фигуры».
Ребѐнку предлагается бланк с различными геометрическими фигурами, всего 4 вида: трапеция, квадрат, параллелограмм и прямоугольник. Необходимо одинаковые фигуры пометить одинаковыми знаками (крестиком, кружочком, галочкой и плюсом) или поставить на фигурах одинаковые цифры.
-
- Тест «дорисуй фигуры».
Ребѐнку дают по очереди 3 бланка, предлагая дорисовать на них фигуры (например, квадраты, круги, стрекозу и рыбу), подчѐркивая, что на каждом бланке все фигуры одинаковые.
-
- Тест Кюсси.
Ребѐнку предлагают поочерѐдно 4 таблицы, на которых слева представлена фигура-эталон. Необходимо отыскать и обвести карандашом эту фигуру, которая «спряталась», «замаскировалась» среди различных узоров-фигур.
-
- Тест Мюнстберга.
Ребѐнку даѐтся бланк с 5 напечатанными строчками случайно набранных букв без пробелов. Среди этих букв предлагается отыскать 10 слов и подчеркнуть их.
-
- «9 геометрических фигур».
Ребѐнку показывают таблицу с девятью простыми геометрическими фигурами. В течение 18 секунд он должен запомнить их, а затем в отсутствии образца воспроизвести на бумаге.